Пуаби

Повесть

(Художественно-историческая версия, * смотри в конце словарик )

Глава 10

Поколебленная вера


Пуаби решилась пойти с Дарсипазой в священный дом Наннара, возвышающийся на зиккурате. Они поднялись к нему в лунную ночь и Пуаби через жрицу с трепетом в голосе изложила свою просьбу богу. Долго пришлось ждать ответа от бога. Выражение лица жрицы менялось несколько раз в зависимости от меняющихся в её голове мыслей. В душе она симпатизировала Пуаби, но она стала заложницей обстоятельств. Верховный жрец осторожно, но чётко рекомендовал ей, как правильно изложить ответ бога Наннара несговорчивой царице. И в тоже время она подсознательно боялась огласить заказное решение в этом, самом священном месте Ура.

Наконец чуть дрожащим голосом жрица огласила решение бога, которое чёрной печалью поразило сердца обеих - Пуаби и Дарсипазы.
- Бог Наннар не советует тебе, царица, этого делать. Он говорит, что у отправившегося в длинное и трудное путешествие в мир тьмы и ночи царя Абарагэ есть наследник - его подрастающий сын. Пусть не огорчается Дарсипаза - он занимает почётное место в Урском царстве. Он был верным помощником и другом царя Абарагэ и пусть останется таким для тебя, царица.
...Решение бога снова не обрадовало Пуаби. Больше того, ей стало очень стыдно за то, что она хотела нарушить верность своему мужу. А если ему станет об этом известно. Может быть сейчас ему действительно трудно.

Один кутейский раб во дворце когда-то сказал другому, что никаких богов на небе наверное нет, если есть такая несправедливость. Почему они являются только к царям и жрецам и никогда не слышат мольбы рабов и бедных людей?
Тогда она случайно подслушала этот разговор и была напугана словами этого сумасшедшего раба. В этот же день она приказала изгнать раба за проеделы Ура.
Ещё с детства она помнила слова обучавшего её при дворце учителя: "Без Энлиля - большой горы, никто не строил бы городов, не закладывал бы поселений, не вырос бы царь, не родился бы верховный жрец, рабочие люди не имели бы над собой руководителя и надсмотрщика..."

Теперь она снова вспомнила об этом рабе и мысли сомнения пришли ей в голову. Но нет, нет, этого не может быть! Как это нет богов? Ведь кто-то должен руководить жизнью на земле, всеми поступками человека со дня его рождения и до ухода в иной мир?
А если вдруг этого мира тоже нет? Ведь никто оттуда ещё не возращался, чтобы рассказать о нём. А если он и есть, то наверное там плохо и трудно жить. Ведь не даром Гильгамеш хотел пойти туда с воинами и освободить оттуда всех своих друзей.
Легенды гласят, что боги за великие подвиги дарят отдельным героям бессмертие, как например Утнапиштиму. Но это бессмертие тоже наверное не вечно, а только ограничивается более длинным периодом времени. Сейчас Утнапиштима уже нет в мире живых, он всё равно ушёл из этой жизни.

А если это так, то для чего человек живёт на земле и какова роль ему здесь отведена? Неужели только роль служителя богам? До сих пор люди не могут долго жить в мире и согласии друг с другом. Не боясь наказания богов они обманывают друг друга, стараются выжить одни за счёт других, враждуют и воюют между собой. Не хочется признаться, но сами храмы и их жрецы часто отступают от праведной жизни и сами грешат. Все властители земного мира говорят о народе, но забывают о конкретных людях. Некоторые из них похожи на крокодилов - жадно едят жертву со слезами на глазах.
Зидолума - верховный жрец, ненавидит её после того, как она распорядилась отдать часть земель дворцов и храмов самым бедным людям. Возможно это он заставил жрицу воспрепятствовать счастливой жизни её с Дарсипазой. Как хорошо было бы услышать голос Наннара без посредников.

Пуаби вдруг осознала, что с некоторого времени она не любит храмы и у неё больше нет желания в них ходить, хотя она по-прежнему верит в богов. Наверное верить в богов и верить храмам - это разные понятия.
Дарсипаза после посещения ими храма Наннара пытается избегать частных встречь с нею. Она это чувствует. Что принесёт им будущее? То, что оно принесёт шумерам её тоже разочаровывает и угнетает. Если только поверить астрологу Ашебару, то Шумер в будущем ожидает упадок, множество завоевателей и разрушителей. Вследствие ярма от одних, безразличия от других, разорения и опустошения от третих Шумер постигнет природная катастрофа и большинство его плодородных земель снова превратятся в пустыню.
Тогда ради чего её талантливый народ творит сегодня? Может земная жизнь - это, всё таки, всего одна маленькая глиняная табличка в большой жизни человека в вечном мире звёзд? Может когда-то она снова встретится со своим любимым мужем, царём Абарагэ? О чём они тогда смогут говорить друг с другом? Сможет ли она тогда смотреть ему в глаза?

Как я виновата перед ним! Я должна искупить свою вину, отправившись искать его. Почему Дарсипаза остановил меня, когда я собиралась осуществить это решение раньше, после его гибели.
А наш сын? С кем он здесь останется, мой мальчик? Дарсипаза, конечно, позаботится о нём, но ему будет трудно в другой семье.
В глазах царицы появились слёзы, что в её жизни было всего лишь несколько раз. Она с потемневшим лицом подошла к шкафу, взяла флакон дрожащей рукой и открыла крышку. Сладковато-едкий запах тёмной жидкости отрезвил её на миг. Но затем, словно бы вспомнив что-то, она быстро перелила её в маленькую красивую чашечку. Подумав, она с ужасом на лице сделала два глотка. Успокоившись и прикрыв губы ладонью, медленно легла в постель с сияющими по-сумасшедшему глазами...

***


Смерть царицы Пуаби потрясла Ур. Её сын лежал в бреду, а Дарсипаза был вне себя от горя. Её оплакивали все "малые люди" Ура, для которых она очень много сделала, чтобы они хоть немного вышли из бедности. Цари некоторых ближайших городов-царств, в том числе Урука, Ниппура и Лары, направили со своими представителями в траурной процессии свои соболезнования.
Две ночи светился дворец от огромного числа зажжённых факелов, шла служба в священном храме Наннара. На третий день царицу повезли к построеной при её жизни гробнице.
В траурной процессии шли придворные и богатые люди царства в пышных нарядах, особая охрана и слуги царицы. Позади них, через несколько десятков метров шла разнопёстрая толпа бедных людей царства.

Подойдя к гробнице воины внесли тело царицы в похоронную камеру. Возле её плеча положили печать с её именем. Рядом разложили её личные вещи и дары богам - золотые пудреницы, серёжки, шкатулку для косметики, золотые перстни. Чуть дальше положили золотые кинжал и мар.
Затем расставили по углам золотые вазы, тарелки и чаши, несколько арф, золотые и серебряные статуэтки львов.
Последней положили любимую игру царицы у "волка и овечек", в которую она будет играть в свободное время в другом мире.
Рабочие-строители начали тщательно замуровывать проход в похоронную камеру гробницы.

В это время к гробнице начали подьезжать запряженные быками колесницы с сидящими в них людьми, которым по жребию выпало сопровождать царицу в иной мир. Они встают с колесниц и спускаются вниз в гробницу. Среди них: десять женщин и девушек из придворной прислуги, пять воинов со шлемами на головах из личного охранного отряда царицы, две служанки, помогавшие в её ежедневном убранстве, одетые в праздничные наряды.
Все несут с собой небольшие чаши - единственный предмет, необходимый им для этой страшной церемонии.
В наибольшую комнату гробницы заганяют колесницу с запряженными в неё быками, с двумя извозчиками-рабами.
...Играют музыканты. Посредине гробницы стоит большой котёл, с которого каждый черпает в свою чашу смертельный яд, затем выпивает и ложится на пол соседней с похоронной камерой комнаты, ожидая своей смерти. Быков убивают обработанными в яде металлическими пиками.
Все они отправляются в небытие, сопровождая в загробный мир царицу Пуаби.