Пуаби

Повесть

(Художественно-историческая версия, * смотри в конце словарик )

Глава 1
( вместо пролога )

У руин земного рая


Там, где прерываются дикие северные горы, раскинулась к югу ровная, словно ладонь, низменность, три четверти которой занимает степь и бархатная пустыня, а остальную ее часть поля и рощи. Две полноводные реки Буранун и Идигни пересекают низменность с севера на юг и уже широкими руслами впадают в огромную лагуну. С марта по сентябрь, в период активных дождей, реки выходят из берегов и превращают степь, раскинувшуюся вокруг каналов искусственной ирригации, в цветущий сад. А вдали от междуречья барханы песков.

Редкие караваны людей, перевозящие грузы на ослах и быках оставляют в них свои следы, видимые до тех пор, пока совершенно внезапно возникающие ветряные бури не поднимают песок в воздух.Песок засыпает следы, забивает глаза, трещит на зубах. Но также внезапно восстанавливается и тихая погода. И тогда, особенно летом, от раскаленного как алмаз солнца трудно укрыться. Жарким воздухом дышится тяжело. Змея, не находящая от солнца укрытия, погибает в течение часа. Птичье яйцо, неглубоко зарытое в песок, сваривается всмятку за несколько минут.

Караваны передвигаются по пустыне чаще всего ночью, от одного до следующего редко встречающихся оазисов. У оазисов, где стройные финиковые пальмы веерами ветвей проветривают сильно разогретый воздух, можно отдохнуть в тени, напоить животных. Лежа на уложеных на песок камышовых матах можно созерцать в глубокой выси бездонного неба плавный полет степного орла. Активная же жизнь большинства животного мира начинается с вечера. Тогда путь караванам часто пересекают ядовитые эгло, возле ног мельтешат скорпионы, а по сторонам доносится отдаленный вой шакалов.

В пустыне иногда одинокий человек хотя и превращается на далеком горизонте в точку, но ощущает себя именно человеком. В ней он любуется серебряными рассветами, созерцает в полуденный зной миражи, наблюдает за золотым заходом солнца.

В самом южном месте низменности у самого берега лагуны лежат руины некогда величественного города Эреду. По ночам, под прохладным лунным сиянием его полуразрушеные стены отсвечивают синеватой белизной, впадины темнеют как засохшая кровь, за руслами пересохших каналов смутно блестят озерца болот. Только пустынные совы своим уханьем нарушают его тишину.

Здесь царство небесное когда-то сошло на землю. Здесь когда-то был земной рай и жил первый на земле человек по имени Адапа. Отсюда пошел род человеческий. Под руинами, в глубине забвения некогда сильное царство, его блеск и упадок, чудесные творения человеческого разума и рук, кровавые войны и лютая жестокость, величие и низость давно умерших людей, правда и неправда истории.

Первым правителем в Эреду был Алулим. Правил он долго. После него царем стал Алалгар, правивший еще дольше. После наступившего упадка Эреду покорил жестокий царь Энменлуанна, разрушил его и царство перешло в соседний Бад-Тибир. Энменлуанна правил дольше других царей. После трех царей в Бад-Тибире его покорил Энсипазианна, правитель Лорака. С главенствующей ролью царство Лорак взошло на арену истории.

Давно это было, около четырех тысячелетий до новой эры летоисчесления. И был народ, умевший удивительно точно определять течение времени, но ведший летоисчесление по очередности и продолжительности правления царей.Трудолюбивые люди небольшого роста, круглолицые с большими глазами, немного крючковатым носом и пышными черными волосами. Древнейшие люди, потомки которых станут называть себя халдеями. Своеобразный мир представлений создали они для себя. Там, вверху, высоко над их головами находилось небесное царство-обитель богов, которое плавало в безбрежном небесном океане и было отделено от земли медной баней.Богов было много, около тысячи и разные из них занимали в небесной иерархии разное положение. Все они были вечными, но все же иногда некоторые из них могли болеть и даже умереть на время или навсегда. Каждый из богов имел свои определенные обязанности. Пятьдесят богов считались главными. Среди великих богов были: бог неба Ан, бог воздуха и земли Энлиль, бог воды и мудрости Энки, бог солнца Уту, бог луны Наннар, богиня любви Инанна и великая мать богов Нинхурсаг. Иногда кроме выше названых особое уважение оказывали и богу войны и ловли Забабу.

В представлении людей боги вели похожий образ жизни. Многие из них были женатыми: например Ан на богине Антум, Энлиль на богине Нинлиль, Энки на богине Дамкине. Боги мыслили, ели и пили, ссорились между собой, воевали и в редких случаях даже убивали друг друга. Людям они могли нанести ущерб или оказать помощь. Однако иногда мотивы их поступков были не ясны и люди не могли их понять. Боги создали землю, вокруг которой вращались солнце и луна. Затем они создали земной рай и первого в нем человека. Дали возможность людям размножаться, чтобы все они служили богам и приносили им дары. Земных слуг боги создали по своему внешнему подобию и назвали своими рабами. Рабы божьи должны были вести богоугодный образ жизни, бояться гнева божьего за свои провинности и регулярно задабривать богов жертвоприношениями.

Все на земле было создано богами из глины, в том числе и первые люди. Боги передали рабам часть своих творческих способностей, чтобы рабы могли частично сами создавать свой мир. Рабы послушно творили-строили себе дома, а для богов храмы, для их земных наместников-царей дворцы, а также высокие стены крепостей, оросительные каналы на полях, изготавливали домашнюю посуду и другую утварь, скульптуры и украшения. Иногда боги спускались с небес поближе к людям и давали им наставления. Происходило это путем особых обрядов в земных храмах через посредников-жрецов.Только жрецы были наделены способностью общаться с богами и передавали указания богов их земным наместникам-царям в виде советов. Цари, называемые народом энси, правили божьими рабами наделенной им властью-заставляли их работать, создавать ценности и продукты питания, платить налоги, посылали их на кровавые войны в междоусобицах с другими царствами.Результатами многих войн были разрушения отдельных царств или захват их другими царями, подчинение одних царств другими и их соединения, часто временные, превращение пленных людей в рабов царей-завоевателей и их знати-лугалей. В результате часть людей становились двойными рабами-захваченными рабами рабов божьих-завоевателей.

Считалось, что боги наблюдали за тем,что происходило на земле и пытались повлиять на некоторые события. Разные боги оказывали поддержку разным царствам. Люди этих царств поклонялись богам-покровителям больше, чем другим, чаще приносили им жертвенные дары и строили для них храмы на земле.Отдельные люди, чаще всего из числа лугалей, прославившиеся своими благими деяниями перед богами становились наполовину богами, а затем, если угодно было великим богам, становились бессмертными.Боги не всем даровали бессмертие и некоторые люди-полубоги так ими оставались до конца своей жизни, но совершенные ими поступки, становившиеся подвигами, оставались в памяти людей веками, часто превращаясь в мифы. Жрецы втолковывали людям откровение божье, что прожив жизнь на земле люди попадали в другую загробную жизнь. Боги, управляющие загробной жизнью людей и которых было значительно меньше, чем богов на небе, жили глубоко под землей во дворце, огражденном семью стенами. Правила ими богиня Эрешкигаль.Когда люди временами переставали слушать богов, делать слишком самостоятельные, но неразумные поступки, становились безответственными в своих действиях, а в кровавых войнах слишком жестокими, тогда боги посылали им наказания в виде неурожаев, болезней, стихийных бедствий.

Дважды истребляли боги непослушных людей великими потопами в междуречьи, названого людьми многими веками позже Месопотамией. Первый потоп стал наказанием непослушных рабов царства Киш. И был второй потоп в середине третьего тысячелетия до новой эры летоисчисления, как наказание за грехи рабов царства Шуруппак.Царь Шуруппака Зиусудра спасся со своим семейством на построенном им большом ковчеге. Когда заливавший землю потоп прекратился и Зиусудра причалил к суше, то он принес очень большую жертву богам из взятых с собой на ковчег животных, зерна, плодов и вина. Тогда боги Ан и Энлиль подарили Зиусудре бессмертие, вдохнув в него вечный дух. Так царь Шуруппака, спаситель растительного и животного мира, а также человеческого племени решил пребывать всегда на земле Дильмуна, в том месте, где всходит солнце. Из передаваемой поколениями легенды было известно, что остров Дильмун был страной жизни, небесным раем богов, на котором было почти все. Не хватало лишь воды. И тогда бог воды и мудрости Энки вместе с богом солнца Уту побеспокоились о воде на острове. Мать богов Нинхурсаг приказала богам вырастить на острове восемь растений. Но бог Энки эти растения вырвал и сьел. Тогда рассерженная богиня Нинхурсаг наслала на него восемь болезней, которые поразили его восемь органов, а сама оставила остов. Когда Энки уже умирал, а другие боги ничем не могли ему помочь, то они попросили хитрую лису , чтобы она добилась благосклонности Нинхурсаг и привела ее снова на остров. Когда лисе это удалось богиня Нинхурсаг сотворила восемь богинь-целительниц. Каждая из них стала лечить один больной орган Энки. Больше всего пришлось потрудиться богине Нинти-повелительнице ребра и когда она вылечила ребра, Энки выздоровел полностью. С тех пор люди стали называть Нинти повелительницей, которая дает жизнь.