Пуаби

Повесть

(Художественно-историческая версия, * смотри в конце словарик )

Глава 2

Слияние рас


В то время, когда народы уцелевших городов-царств приходили в себя после великого потопа, в междуречье мощной волной неожиданно нахлынули пришлые народы с севера.Аборигены не успели организоваться для их отражения и почти не оказывали им сопротивления. А пришельцы также старались избегать конфликтов и стали занимать свободные территории, обходя стороной крепости.

Внешним видом они во многом были похожи на жителей междуречья и отличались от них немного продолговатым лицом и более узкими губами. Они также были невысокими, слегка приземистыми, имели продолговатый крючковатый нос, белый цвет кожи и черные волосы.Разговаривали на двух немного различающихся языках смешаной расы. Жители междуречья назвали их шумерами.

Шумеры, по многим признакам жившие ранее в горах, с интересом наблюдали за жизнью аборигенов и пытались перенять их опыт земледелия, строительства, ремесла. Аборигены, увидев в целом миролюбивые намерения пришельцев, начали сначала осторожно идти с ними на контакт, делиться опытом хозяйствования. Шумерам, народу с более низким уровнем развития, было чему поучиться у более высокоразвитых аборигенов. Кроме развитого животноводства жители междуречья строили города с дворцами и храмами, оросительные каналы, изготавливали статуи и драгоценности. На полях выращивали ячмень и двухзерную пшеницу, фасоль, горох, лук, чеснок, огурцы, лен. Рядом с рощами финиковых пальм часто выращивали сады из яблонь, груш, гранат и винограда.Из фиников приготавливали вино, из ячменя пиво.Урожайность ячменя составляла до тридцати частей выращеного зерна к одной части посеяного.

Шумеров поразило использование народом междуречья повозок с колесами и заинтересовало письмо странными знаками на маленьких глиняных табличках. Они, как прилетевшие на новое место пчелы роя, начали энергично строить себе жилища рядом с существующими поселениями земледельцев, расширять сеть оросительных каналов и обрабатывать землю.Прошло время и постепенно два народа сначала сблизились, а затем и смешались. Смешались их языки в общении между собой. Шумерские вожди все больше переходили жить в города, вливаясь в сословие лугалей. Устанавливались родственные связи даух народов и среди простых людей- земледельцев, рыбаков, скотоводов, ремесленников.

Укоренились и часть традиций из жизни шумеров. В горах они поклонялись своим богам, а так как здесь не было гор, то чтобы привлечь своих богов на новую местность они начали строить искусственные горы, названые позже зиккуратами. Так один народ усвоил то, чего достиг до него другой и стал двигать прогресс дальше. Шумеры взяли самое ценное из уже приходящего в упадок искусства народа междуречья и со свежими силами использовали его в собственном творчестве. Контакт двух народов стал импульсом для нового творческого подьема.

Стали быстрее развиваться и становиться ведущими города-государства Урук, Ур, Лагаш, Киш, Ниппур, происходило их внутреннее укрепление. В городе-царстве Мари строили дворец царю и храм богине Иштар, в Уруке зиккурат богине Инанне и зиккурат богу Ану с белым храмом наверху, в Уре храм матери богов Нинхурсаг и зиккурат богу луны Наннару. В домах лугалей, часто двухэтажных, устанавливали статуэтки с красной керамики, ванны с серой керамики, красивые вазы, использовали расписные камышовые ковры, украшения с золота, серебра, бронзы и меди.В качестве топлива для отопления и проиготовления пищи использовали нефть.В строительстве использовали больше всего необожженный глиняный кирпич, глину, ломкий известняк, реже дерево, камень, еще реже гранит, вымениваемый у северных горных народов. Из обожженной глины делали гвозди и клинья. Площадя, центральные улицы и дворы знати имели асфальтные покрытия. У животноводов увеличивались поголовья коров, овец и свиней. Земледельцы строили новые оросительные каналы, создавали инструкции по выращиванию зерновых и овощей, при землеобработке использовали апин (плуг-сеялку), серпы с обожженной глины, усовершенствовали каменные зернотерки.

Астрономы вели исследование звездного неба, создавали знаки зодиака, врачи изобретали новые эффективные лекарства, художники находили рецепты красок, сохранявших свои свежесть и первородность веками. Математики создавали систему измерений расстояний, площадей, обьема, веса, использовали элементарные и более сложные математические действия...

Однако боги ревностно относились к этим достижениям своих рабов, желающих приблизить свою жизнь к жизни богов, и в гневе за то, что люди стали меньше приносить им жертвенных даров решили снова истребить часть человеческого рода третим величайшим потопом. И было это около 2800 лет до нового летоисчисления. Потопу подверглись многие царства - от Киша на севере до Ниппура, Шуруппака, Лагоша, Урука и Ура к югу.

Мудрее других оказался снова уже другой царь Шуруппака, праведный Утнапиштим. За советом бога Эа он построил себе большой корабль, весь из дерева, просмолил его смолой и сделал в нем вверху окно. После этого загрузил всеми, что имел живыми созданиями, поднял на корабль всю свою семью и род свой, своих домашних животных и часть зверей и птиц и, наконец, закрыл и засмолил дверь.

И тогда с глубины неба вышла черная туча. Ветер дул шесть дней и семь ночей, потом ураган покрыл землю. Буранун и Идигни вышли с берегов, воды их слились, покрывая собой холмы. Плоской, как крыша, стала бесконечная водная равнина. Даже боги, которые в это время были около земли , испугались потопа, поднялись высоко в небо и сьежились, как псы. И все человечество, казалось, превратилось в глину...

Наконец потоп прекратился, воды немного спали и корабль Утнапиштима причалил к острову, который оказался вершиной Нисир в горах Арарат.Утнапиштим взял голубя и отпустил его в окно. Голубь полетел, но возратился назад, не найдя места где сесть. Через некоторое время он отпустил ласточку, которая также возратилась назад. На третий раз он отпустил ворона. Ворон полетел и не возратился, сел на показавшуюся сушу, кричит и ест.

Когда вода полностью спала Утнапиштим открыл двери корабля и выпустил с него всех. Затем принес большую жертву богам и боги подарили ему бессмертье.
Однако богам не удалось истребить все человечество. Оставшиеся в живых люди стали снова бороться за свою жизнь. Они отстраивали дворцы и храмы, заново стали строить себе жилища, восстанавливали оросительные каналы и плодородие полей. Депрессия и отчаяние поразили многих, но теперь уже шумерские вожди вели за собой свой сан-гиг. Они взяли власть в городах-царствах в свои руки и уже никогда не отдавали ее представителям аборигенов.

Чтобы умилостивить богов и совершить для них героические подвиги урукский царь Гильгамеш вместе со своим другом Энкиду отправились в далекие странствия. Гильгамеш успел совершить несколько подвигов, в том числе в Кедровом лесу победить чудовище Хумбабу, а также убить небесного быка. Но затем его постиг тяжелый удар - его друг Энкиду тяжело заболел и умер. Гильгамеш горько оплакивал смерть своего друга, сознавая, что и его ожидает такая же судьба. Он захотел во что бы то ни стало уклониться от смерти и отправился на поиски растения, которое бы сделало его бессмертным.

По дороге он зашел к царю Шуруппака Утнапиштиму и попросил, чтобы тот открыл ему тайну своего бессмертия. Немного поколебавшись, Утнапиштим удовлетворил его просьбу. Гильгамеш решил последовать его примеру, однако ему не хватило сил выполнить все тяжелые условия, чтобы стать бессмертным. Став на две третих богом и на одну треть человеком он возратился в свой родной Урук и остаток своей жизни посвятил строительству крепостных стен вокруг города, чем надежно защитил его от врагов. Эти поступки сделали его бессмертным в памяти потомков, хоть он со временем и умер.

Раньше других восстановили свое царство от последствий стихийного бедствия правители Ура. Его цари новой династии горного народа были очень волевыми, сильными и любили славу. Месаннипадда, Ааниипадда, Мескаламдуг и Апаламшар последовательно во времена своих царствований захватили с помощью своих армий весь юг междуречья, а затем продвинулись далеко на север. Они обеспечили бурное развитие цивилизации на захваченых территориях, названых позже Шумером и положили начало его золотому веку.